Dimonus | Дата: Суббота, 05.11.2011, 19:18 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
| Молдавские монастыри представляют не только религиозную, но и безусловную культурно-историческую ценность. Монастырь в православной Молдавии – не только монашеская община и культурно-образовательный центр, как в католических странах. Многие молдавские монастыри являются своеобразными памятниками военным успехам местных государей, большинство – крепостями, защищавшими не только братию, но и местных жителей от посягательств турецких и татарских завоевателей. В некотором смысле молдавское отношение к монастырям напоминает буддистские монастырские традиции: каждый взрослый человек считает своим долгом если не прожить в монастыре какое-то время, то хотя бы совершать регулярные паломничества. Благодаря тому, что практически все монастыри в Молдове построены в удивительно живописных местах, осенние паломничества стали очень популярными. Сейчас в Молдове около 30 действующих монастырей и скитов, все они подчиняются Кишинёвской Епархии. Исторически все молдавские монастыри делятся на три группы. Первая – это самые старые и крупные монастыри, построенные в глубине Кодр: Варзарештский, Кэприанский, Гырбовецкий и Гыржавский. Благодаря обилию монастырей в XIX в. эта местность получила название "Бессарабская Фиваида". Ко второй группе относятся не менее древние и впечатляющие скальные монастыри, расположенные по берегам Днестра: Циповский, Старооргеевский, Сахарнянский и Жапский. Третья группа – это "новые" монастыри, построенные в конце XVIII – начале XIX в.: Курковский, Ново-Нямецкий, Хынковский и Рудьский Троицкий. Молдавия. Резинский район, село Ципово. Циповский Успенский монастырь
Циповский монастырь, охраняемый тысячелетней скалой, в течение веков служил местным жителям защитой в борьбе за свое освобождение от монголо-татарских и турецких завоевателей. Монастырь-крепость, который защищал столько поколений местных жителей, является живым напоминанием о памяти народа. О Циповском монастыре в народе ходит огромное множество легенд. Есть легенды, которым находится подтверждение в различных исторических документах. Но существуют и легенды, подтверждения которым нет. Мы решили представить Вам, наши читатели, четыре самые распространённые легенды. Две из них подтверждены документально. Две другие документально не подтверждены. Но легенды на пустом месте не возникают, следовательно, какая-то доля правды в них есть. 1. «Загадочная свадьба» Одна из легенд гласит, что в Циповском скальном монастыре венчались Штефан чел Маре и Мария Войкица. Легенда гласит: «И пришёл воевода Штефан чел Маре с сорокским наместником из истоков реки на лёгком плоту, и высадился у подножья монастыря, и поднял белый флаг, чтобы не стреляли из пушек. И сказал нам великий Воевода, что хочет жениться на девушке по имени Мария Войкица, но столичный священник не желает венчать, потому что сонод разрешает Господарю только три брака, а этот будет четвёртым. И монахи, став между скал, подняли в монастырь Марию, передавая её с рук на руки. И был счастлив Господарь, что может он венчаться в скалах, как не один государь до него не венчался. И служили старые священники, и дал нам Воевода золотые, чтобы лучше смотрели за святыми местами. Но их счастье не продлилось долго, так как жена его Мария тяжело заболела и покинула этот мир в возрасте 25 лет. И на смертном одре просила она похоронить её в этом монастыре, и нашли мы ей место прямо на скале, где они венчались со Штефаном чел Маре. И здесь похоронена Мария Войкица.» Члены группы «Феникс», проводящие раскопки и реставрационные работы в монастыре, утверждали, что обнаружили в монстыре останки Марии Войкицы. А их экскурсовод утверждал, что её привидение до сих пор ночами гуляет по пустынным помещениям монастыря. Попытаемся сравнить эту легенду с фрагментами из известной работы К. Гане «Прошедшие жизни цариц и царевен»: «Этот последний брак Штефана чел Маре продолжался до его смерти в 1504 году. Госпожа Мария Войкица пережила мужа на 7 лет и была похоронена в Путне в 1511 году…» Теперь становится очевидным, что девушка из легенды не может быть Марией Войкуцей. Что мог бы сказать об этом турист, посетивший монастырь в Путне и возложивший цветы на могилу Марии Войкицы. Так кто же та девушка, с которой Штефан чел Маре венчался в Циповском монастыре? Доподлинно известно, что Господарь четыре раза был законно женат. Трёх его жен звали Мария. Первая жена была Евдокия Киевская (1463-1467 г). Вторая – Мария или Марушка, третья – Мария Комнец (1472-1477), и четвёртая – Мария Войкуца (1480-1504). Марию Войкуцу, согласно вышесказанного, можно исключить. Девушки из легенды не может быть так же ни Марией Комнец, ни Евдокией Киевской, так как венчание с ними происходило в Сучаве, о чём свидетельствовали архивы… Остаётся единственный вариант – Марушка, которая возможно была дочерью местного боярина. Об этом говорит надпись на иконе, найденной при раскопках монастыря (см. предыдущие главы), а надписьб на другой иконе говорит о её венчании с Господарём Молдовы. Так как Марушка самая малоизвестная из жён Штефана чел Маре, народ долго путал её с самой известной – Марией Войкуцей. 2. «Мифический поэт» Если присмотреться внимательней к одной из скал, расположенной у одного из водопадов, что недалеко от монастыря, то оно напомнит Вам контуры человеческого тела. Это видение вдохновляло местных жителей, которые в течение многих веков слагали легенды, связывающие смерть мифического певца и поэта Орфея с этой скалой. Рассказывают, что именно под этой скалой, лесными нимфами разорвано тело того, кто всю жизнь воспевал свою любовь к прекрасной Эвридике. Останки тела поэта были найдены старым даком-чобаном и захоронены в склепе под одним из водопадов. Золотая лира Орфея, брошенная в буйные воды Тираса, продолжала издавать жалобные звуки, как будто скорбя о смерти своего владельца, пока волны реки не вынесли её к берегам острова Лесбос. Всё живое неутешимо оплакивало смерть Орфея. Плакали деревья и цветы, плакали звери и птицы, и даже вековые скалы, нависшие над ущельями, роняли слёзы. От обилья этих слёз вышел из своих берегов древний Тирас. Говорят, что с тех пор и звучат печальные дойны в нашем краю и на острове Лесбос. Боги увековечили лик Орфея в скале, а его волшебную лиру в звёздном небе созвездием. А могилу поэта, по рассказам стариков, и сейчас можно узнать по камню с семью отверстиями, которым завален вход в его гробницу. 3. «Роковой утёс» Другая легенда повествует об утёсе Хароламба. Она гласит: «Хароламб во времена правления Василия Лупу был сборщиком налогов в Орхейском уезде. Однажды, собрав большую сумму денег, ехал он сдавать их в казну. Но встретилась ему по дороге прекрасная девушка по имени Лала. И влюбился Хароламб в Лалу, и Лала влюбилась в Хароламба. Недолго думая, уехал Хароламб в Царьград и купил дорогие подарки своей любимой, потратив все казённые деньги. Василий Лупу, услышав об этом проступке, призвал к себе Хароламба, дабы держал он ответ за содеянное. Зная нрав Господаря, испугавшись гнева его, купил Хароламб грошевую свечку, взошёл на высокий утёс, зажёг на вершине свечу и бросился вниз. Лала, узнав об этом, пришла на вершину утёса и не в силах вынести разлуки с любимым, бросилась вслед за ним. Говорят, что с тех пор ближайшее к Ципова село называется Лалова, а утёс называетя Хароламбов. И облака, иногда, опускаются и накрывают собой утёс. И сверкают они так ярко, что кажутся огоньками свечей, зажённых теми двумя несчастными влюблёнными.» В какой же мере эта легенда является правдой? В легенде описанные события, произошедшие на самом деле, но с небольшими изменениями, а именно: 1. Хароламбие Прахницкий бросился с утёса, который носит его имя, не во времена правления Василия Лупу (1634-1653 г), а в 1937 году. Свидетель этой трагедии, житель села Лалова, Пахомий Евтодий жив и по сей день. 2. Хароламбие Прахницкий потратил казённые деньги не на подарки для мифической красавицы Лалы, а из-за своего пристрастия к алкоголю. 3. Село Лалова, первый раз документально аттестованное в XV веке, никак не могло получить своё название в связи с событиями, произошедшими значительно позже. 4. «Таинственный клад» Говорят, что внешне это был очень передовой монастырь, но в его глубине высокопоставленные христианские проповедники, обладающие паранормальными способностями, продолжали древние практики жрецов солнца. Также успешно использовались на благо народа и механизмы, оставшиеся ещё от фракийских жрецов. Всё это производилось в глубокой тайне. Каков был монастырь внутри? Говорят, что ходы его тянулись на расстояние около двух километров в глубь скалы, а внутри находилось подземное озеро, наполняемое подземными источниками. Благодаря обилию пресной воды и запасам продовольствия, в глубине скалы можно было жить очень продолжительное время. Этим часто пользовались во время нашествий монголо-татар. Вот здесь Легенды повествуют о чудо-воинах, появлявшихся из монастыря. Двое-трое воинов могли обратить в бегство целое вражеское войско, осаждавшее монастырские стены. Описание их сражений можно сравнить с искусством японских воинов, возникающих из ниоткуда и исчезающих в никуда, умеющих передвигаться по воздуху и отвесным стенам, способных издавать устрашающие крики, убивающие человека. Но, в отличие от воинов японии, они были одеты в шкуры животных. Кто были эти люди? Переодетые ли монахи или какие-то пришельцы из неизвестности? Легенды этого до нас не донесли. В 1840 году в монастыре появляется странник. Монахи, обладающие ясновидением, провозглашают его вестником. Так это и оказалось. Но вестник принёс не добрую весть: «На севере крепнет тёмная сила. И будет она двигаться в эти края. Нельзя допустить, чтобы тайна попала во вражеские руки. Постепенно прекращайте всю работу. Не берите учеников. Разрушьте все механизмы. Всё, что знали – забудьте! Времени Вам на это дано сто лет.» Всё это предсказание сбылось до мелочей. К 1935 г. в монастыре остались лишь несколько оборудованных келий, помещение для богослужений, да пятнадцать человек монахов. Как-то ранним утром появились пятеро молодых монахов. Они объяснили, что пришли из разных монастырей для выполнения своей миссии. Собрав все ценности, книги из монастырской библиотеки, монахи внесли всё по тайным ходам вглубь скалы и находились там несколько дней. В результате их действий озеро стало мелеть и вовсе изчезло, а ходы завалило обвалами. Затем монахи в разных местах вырыли пять могил и стали голодать. Когда они были изнемождены голодом, они легли в могилы и одновременно умерли, унеся тайну клада с собой. Люди, обнаружив умерших, забросали их тела землёй. Через сто лет, как и было предсказано, в 1940 году Бессарабия присоединяется к СССР. В монастыре появилось НКВД. Начались допросы. Но монахи ничего толком не могли сказать. Грянула война, следствие осталось незаконченным. Артелерийским обстрелом монастырь был сильно повреждён, а в 1949 году он прекратил своё существование. Но загадка изчезновения ценностей и библиотеки до сих пор остаётся тайной.
|
|
| |